Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Сентябрь » 5 » Страх как убийство журналистики
Страх как убийство журналистики
10:39
Пришло время покаяться перед коллегами-журналистами. Три раза за свою журналистскую жизнь я испугался и предал профессию.

В августе 2000-го утонула подлодка «Курск». Компания «Славнефть» организовала для родственников моряков с «Курска» бесплатные авиарейсы до Мурманска. Я договорился с пресс-службой «Славнефти», и меня пустили в один из самолетов. Просили, чтобы я упомянул их компанию в «Независимой газете», где я тогда работал заведующим отделом информации. Я хотел долететь этим грустным рейсом только до Мурманска и вернуться. Но в салоне я встретил коллегу, который был там «под прикрытием» некоего гуманитарного фонда «в поддержку семей моряков «Курска», и он сказал мне, что я буду дураком, если не поеду с родственниками на базу подлодок. В автобусе, который подали прямо к трапу самолета, никто ничего не спрашивал. Через его затемненные окна я увидел у ворот аэропорта толпу репортеров со всего мира, которых никуда не пускали.

Три дня я прожил на базе атомных подлодок в Видяево, вместе с родственниками, на госпитальном судне. Я видел их горе, видел бесхозяйственность и разруху городка.

На подлодке «Воронеж», точной копии «Курска», куда водили родственников, чтобы показать, где служили их родные, я наблюдал начинающуюся разруху: в отсеке ядерного реактора ползали тараканы. «Значит, живём», — сказал мне на это с грустной улыбкой капитан второго ранга, который почти год получал командировочные мешками мороженой картошки, и то с промедлением в полгода.

Я был на встрече Путина с родственниками, где президент уходил от прямых вопросов, матерился и во всех трагедиях флота обвинял олигархов: Гусинского и Березовского. Тогда я понял, что Путин — слабый и трусливый человек. Обо всем этом я написал огромный материал «Видяево печали нашей».

Чтобы его прочло побольше людей, материал поставили в субботний номер. Но в субботу «Независимой газеты» не было ни в одном из киосков Москвы, «не завезли». В понедельник, на утренней летучке, главный редактор Третьяков жаловался: впервые за десятилетнюю историю газеты сломалась типография. «Какая досада», — жаловался Третьяков. Меня насторожило, когда после летучки главный редактор предложил всем желающим взять в библиотеке авторские экземпляры газеты, которые вышли до того, как сломалась типография. Чуть позже я узнал, что газету не стали печатать по приказу из Администрации президента. По согласованию с Третьяковым. И я не стал говорить об этом, боялся подорвать репутацию газеты и, смутно, чего-то еще.

Через год я испугался второй раз. Работал я тогда в журнале «Деловая хроника». И вот я узнал, что бывший пресс-секретарь Людмилы Путиной, бывший журналист Георгий Урушадзе организовал издательство. Я подготовил заметку, позвонил Урушадзе, чтобы попросить фотографию. «Зачем, — спросил он, — я же там не главный?». «Но ты же знаменит, бывший пресс-секретарь первой леди страны», — ответил я. «Если ты об этом напишешь, я не гарантирую твоей безопасности. И я не шучу, — твердо сказал Жора, — Посмотри, на всякий случай, кто там у нас, в издательстве». Директором «Северной Пальмиры» числился полковник ФСБ в отставке. И я испугался. Хотя и оправдывал себя тем, что мне просто противно.  

Третий мой грех оказался слишком публичным. Таблоид «Московский корреспондент», в котором я был главным редактором, опубликовал заметку о якобы случившейся помолвке президента Путина с гимнасткой и депутатом Кабаевой. Материал был преподнесен как слух, со знаками вопросов, словами «якобы» и «как говорят». Когда неожиданно разразился скандал, владелец газеты, подполковник ФСБ в запасе Александр Лебедев сказал мне: «По западным, цивилизованным меркам, Вы все сделали правильно. Но Вы же сами понимаете, в какой мы живем стране». В тот же день в одном из помещений банка владельца газеты меня три часа допрашивали двое. Угрожали, что пустят по миру меня и мою семью. После этого приказали прийти на следующий день хорошо выспавшимся и подлечить насморк, собирались допрашивать еще раз на «детекторе лжи». Нос у меня в тот день тек, я приехал на работу с похорон тети. Хоронили ее на сельском кладбище в Подмосковье, апрель был прохладным, и я легко простыл.

После допроса я позвонил владельцу газеты и сказал, что допросы меня унижают, и я хочу сделать заявление об отставке. Владелец ответил, что он о допросах ничего не знает: «Это ребята в банке подсуетились, бегут впереди паровоза. «Детектор лжи», говорите, у них есть. Ничего не знал об этом. Не волнуйтесь, завтра идите в редакцию и разруливайте ситуацию, как можете».

Но на следующий день в Италии, на совместной пресс-конференции с Берлускони, Путин сказал, что всегда плохо относился к тем, «кто с гриппозными носами и эротическими фантазиями» лезет в чужую жизнь. В тот же день владелец газету закрыл. А я совершенно неожиданно получил приглашение от издателя с Украины Михаила Бродского приехать в Киев и работать у него в газете, поскольку на Украине, писал Бродский в открытом письме, нормальная свобода слова и можно публиковать, в том числе, и слухи о первых лицах.

И я решил поехать в Киев. По крайней мере, для того чтобы вывести из-под удара владельца «Московского корреспондента», которого уже стали обвинять в том, что это якобы он приказал мне опубликовать слух про Путина и Кабаеву в порыве какой-то политической мести.

Но владелец газеты к этому отнесся более чем странно. «Что, хотите второй серии международного политического скандала? Да Вас там, в Киеве, убьют, а свалят на меня. Этого хотите?» — спросил он. И приставил ко мне вооруженную охрану. И я испугался третий раз.

Думаю, коллеги это почувствовали, потому что я отказывался давать интервью об этом скандале даже самым проверенным друзьям-журналистам, и они, наверное, из-за этого тоже начинали испытывать страх. По моей вине. Да и журналисты из «Московского корреспондента» видели мой страх и тоже начинали бояться. По моей вине…

Почти уверен, что похожие случаи страха были не только в моей жизни. Журналистов продолжают запугивать, и это приобретает катастрофические формы, когда речь уже идет о жизни и смерти десятков людей.

Я решил написать этот текст после сообщений о возбуждении уголовного дела против главного редактора интернет-газеты «Новый фокус» Михаила Афанасьева из Саянска. «Новый фокус» опубликовал предположения о том, что пропавшие без вести во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС люди возможно еще живы и находятся в воздушных пазухах гидростанции, но МЧС ничего не делает для их спасения.

Афанасьева собирались судить за «распространение сведений, порочащих деловую репутацию» МЧС и администрации ГЭС, но за закрытыми дверями. В последний день лета дознаватели УВД Абакана закрыли дело против Афанасьева. Но уже 2 сентября прокуратура Хакассии решила проверить законность действий УВД. Сам Афанасьев не сомневается, что преследование со стороны силовиков для него не закончилось, его по-прежнему регулярно вызывают на допросы. Тем временем управляющая ГЭС компания «РусГидро» выслала с территории электростанции корреспондента агентства «Интерфакс». По словам представителей пресс-службы компании, журналист агентства «упорно отказывался согласовывать свои тексты», то есть проходить цензуру.

Все эти журналистские беды, конечно, несравнимы с трагедией родственников погибших при аварии на ГЭС. Но горе этих людей никак не оправдывает попытки властей в очередной раз запугать журналистов, чтобы они в подобных трагических ситуациях молчали и не использовали хотя бы мизерный шанс, чтобы спасти людей.

ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ

"Eжедневный журнал"
www.ej.ru
Просмотров: 844 | Добавил: 73anticrisis | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 491 2 3 4 »
1 журналист  
0
Плачу... Все правильно написал, Гриша. Все правильно. Страх убивает нашу журналистику и нас как журналистов. Гриша, ты, молодец. что открыто об этом заявил. Преклоняюсь.

2 журналистам  
0
А вот Цветик тут больно на язык остер. Хотя вот кому бы покаяться надо. Нехорошева хоть власть давила. А Цветик за рубль продавался.

3 Читатель  
0
В шоке от прочитанного! Как про нас! На злобу дня! У нас были и есть прекрасные журналисты Якимчев, Гребенскова, Титов, Полат, Семенов, Шайдуллина, Смирнов. Это моя субъективная точка зрения, я всегда выделяю и читаю их материалы. Где они, способные формировать общественное мнение и воспитывать нравственность? Одного довели до инфаркта, остальных оставили не у дел. Люди вынуждены зарабатывать на кусок хлеба, тратя свой талант и время на заказуху! Нет трибуны с которой они могли бы высказать личное. Всех зашельмовали. Все не подходят нашей власти.
В СМИ правят бал тупые, ограниченные писаки. Для них балы и премии, для них места главных редакторов. Страх искалечил и нашу журналистику, превратил ее в служанку для господ.

4 Громозека  
0
И все-таки находятся люди, которые не боятся говорить правду и доносить ее до широких масс всеми доступными способами. По сути, они почти заменили прокуратуру и милицию. Но вот беда - все труднее становится это делать, рты затыкаются или убираются из жизни навсегда, примеров много. Журналист он как человеческий доктор, а власть пытается слепить из него ветеринара-осеменителя-проктолога любыми способами. Журналистское сообщество нашего города знаю плохо - сказать нечего. Знаю точно, что здесь, у нас, лучше работать уборщицей, чем освещать события. Все просто - вот тебе грязь, а вот веник, а когда вот те грязь и на тебе венок, это ни под какие законы не подгонишь.

5 Читатель  
0
Не надо Семенову каяться ни в чем, он хороший журналист и этим все сказано! Есть песня у Окуджавы про Высоцкого Володю:"Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил, Как умел так и жил, а безгрешных не знает природа". Умеешь жить лучше чем Семенов так и живи, флаг тебе в руки. Тем и сгубили всех наших местных талантливых журналистов, что вместо того, чтобы оценивать материалы, оценивают личную жизнь. А это никого не касается кроме их самих.

6 Дык епт  
0
Защемило. Так цапанул за душу. Че мы дербаним журналистов их и так власть всех задербанила. Их в Красную книгу надо заносить. Я Иру Шайдуллину уважаю, как может за душу взять. Читал всегда в аргументах ее материалы. Счас даже газетку не покупаю. Она где?

7 Сожалею журналистам  
0
Набрала в поисковике фамилии. Вот оно чего стоит писать то. что власти не понраву. Журнал "Журналист" /www.journalist-virt.ru/
Ульяновск.
Совершено нападение на журналиста газеты "Губерния" Александра Семенова. Когда он возвращался домой, двое неизвестных набросились на него недалеко от дома. В тот же день в "Губернии" была напечатана статья А. Семенова "Суд установил: родственники А. Кругликова владеют автомобилями, приобретенными на деньги простых коммунистов".

Здесь же совершено нападение на собственного корреспондента газеты "Известия" Наталью Полат. Когда она подошла к дверям своей квартиры, журналистку окружили несколько мужчин, которые прятались этажом выше. Один из нападавших сказал: "Ну, ты достала!", после чего неизвестные нанесли журналистке несколько ударов и ушли. По мнению коллег Н. Полат, это была акция устрашения, связанная с ее последними публикациями. В последнее время в "Известиях" были напечатаны два ее материала: о переименовании Ульяновска и об акции движения "Идущие вместе", связанной с положением в Чечне.


8 Кстати  
0
А ведь у журналистов тоже семьи, многие боятся не сколько за себя, сколько за своих близких. Надо просто объединяться против этого своеволия. Всем вместе.

9 Читатель  
0
Избивали редактора "Шока", Ежова, когда он выпускал свои "Симбирские хроники". Есть причины для страха. Есть желание работать, писать так чтобы читали, но никто не печатает. Печатают только тех, кого никто не читает. Так много букофф на полосе стоят и газета готова.

10 Кстати - еще строка из "Журналиста"  
0
Отказ от печатания (распространения) СМИ
Ульяновск. Газеты "Губерния", "Шок" и "Цильнинские новости", не поддерживающие губернатора Владимира Шаламова, не имеют возможности печататься. Ульяновские газеты выходят в Казани, так как местные типографии под разными предлогами отказываются их тиражировать.

11 Дык епт  
0
Ежов тоже лег под едросов и улпрессу положил. Тоже пугали детьми?

12 Знающий  
0
И сейчас угрожают! Думаете во времена Шаманова только было. Лично я точно знаю, что со стороны Тихонова была серия серьезных угроз одной из журналисток, чье имя упоминалось здесь в комментах.

13 Дык епт  
0
Инет пока спасает, так и на него наступают со всех сторон. Тоже есть намерения придушить.

14 Клине  
0
Не сдавайтесь! Теперь хоть вы у нас есть! запасные площадки вам готовы предоставить. Клиника - ты нужна людям! Народ устал от лицемерия власти и купленных СМИ.

15 Говорун  
0
По Ежову. Да просто прокололся парень. Теперь совсем под колпаком. Стоит один раз позволить власти влезть, они и ножки свесят. Видел, текст по Клине про Рачинскую вывесил, а он и полчаса не провисел на первой. Один звонок Давыдова - и Ежов текст спрятал подальше.

1-15 16-30 31-45 46-49
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 10.05.2024, 08:02
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz